Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
                       

Среда, 17.04.2024, 02:01

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Советы логопеда | Регистрация | Вход

Советы логопеда

В прошлом веке родители часто давали маленьким детям морковку. Сейчас некоторые малыши тоже едят морковку, но она выглядит иначе. Это морковка, которую дети ели в прошлом веке.

Это морковка, которую дети едят сейчас.

 

Сами дети тоже изменились. В прошлом веке малыши в два года уже общались с родителями с помощью длинных и сложных высказываний. Сейчас для многих детей возраст два года - время появления первых слов. Или время обращения к логопеду по поводу их отсутствия.

Хороший совет родителям: ребенку  обязательно нужно жевать твердую пищу. Это  своеобразная тренировка, которая необходима для нормальной работы мышц. Когда мы едим и когда мы говорим, мы используем почти одни и те же мышцы. Если ребенок привыкнет к пище, которую нужно жевать, то у него  уже будет  развиваться  речевой  аппарат.

С ребенком нужно постоянно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать. Воспитанники детских домов отличаются от сверстников скудным запасом слов. Часто и в современной семье речевой контакт мамы с  ребенком сводится к «предугадыванию» его потребностей, что само по себе замедляет формирование его речи. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: «Что тебе дать?» Если ребенок не может назвать предмет, назовите его сами несколько раз: «Тебе дать мяч, пирамидку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отрабатывайте с ним короткий диалог «дай—на». Например: дай мяч — на мяч; дай сок — на сок и т.п.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет или что делает. Показывайте ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них. Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и во фразах.

Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки «Курочка Ряба», «Репка», в которых многократное повторение фраз «бил-бил не разбил», «тянут- потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строчки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить.  Приведём пример. Ребенок может выполнять действия и договаривать за взрослым звукосочетания в стихотворении:

  Хлопаем руками: «Хлоп – хлоп – хлоп!»

  Стучим кулачками: «Ток! Ток! Ток!»

  Шлёпнем по коленкам: «Шлёп – шлёп – шлёп!»

  Топаем ногами: «Топ – топ – топ!»

  Прыгаем, как мячик: «Гоп! Гоп! Гоп!»

  И  ручки покажем:  «Вот! Вот! Вот!»

Читая  ребенку книги. учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Знакомить малыша с новыми предметами можно и в игровой форме. Покажите игрушку и назовите ее: «Это петушок», а затем быстро спрячьте и спросите ребенка: «Где петушок?». Затем опять покажите: «Вот петушок», потом вновь спрячьте и спросите: «Где петушок? Давай его вместе позовем». Сначала зовите петушка вместе, а затем попросите ребенка самостоятельно позвать его. После этого дайте ребенку игрушку. Спросите его, как кричит петушок, как лает собака, как мяукает кошка и т.д. Добейтесь, чтобы ребенок правильно и четко произносил эти звукоподражания.

 Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются. Используйте любую возможность для развития речи ребенка. Так, при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении ребенка называйте свои действия, предметы, которые ставите на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы, это чашечка для Анечки». Через некоторое время малыш, подражая вам, ставя посуду на стол, будет сам говорить эти слова.

 Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мать, разбирая Андрею кровать, спрашивает его: «Куда сейчас Андрюша пойдет? В кроватку, спать». Со временем на такие вопросы начнет отвечать ребенок. Так, в 1 год 8 мес. Андрюша на этот вопрос отвечал уже не «бай-бай», а говорил «пать» (спать). Таким образом, у малыша постепенно вытесняются упрощенные слова.

 К концу второго года с ребенком уже можно говорить и о тех предметах, которые он сейчас не видит, но уже хорошо знает. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

 Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов — круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в освоении новых понятий, представлений. Поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета способна стать любая ситуация. Так, укладывая дочку спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у Ляли — маленькая». Когда вы указываете на величину предметов, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом и ребенок видел их. Предложите малышу показать, где большая чашка, где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов: «Какое красивое платье у Светы! Красное!»

Чтобы выяснить соответствие речевого развития ребенка возрасту, проверьте,  может ли Ваш малыш ответить на простые вопросы, выполнить несложное поручение (взять со стола ложку, отнести ее на кухню и т.д.);  легко ли он повторяет за взрослым слова, небольшие фразы;  какие звуки к концу второго года ребенок произносит отчетливо, а какие не всегда; из какого количества слов ребенок строит предложения; как часто ребенок вступает в общение с окружающими по собственной инициативе.

 

Темп развития речи у детей различен. Он зависит не только от того, как часто общаются взрослые с ребенком, но также и от его индивидуальных особенностей.

 

И всё – таки, вот «тревожные звоночки»:

- Не называет полностью имя и фамилию;

- Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»;

- Много использует слов, значения которых понятно только ребенку (тарабарщина);

- Отвечает на вопрос  повтором этого же вопроса;

- Указывает на предмет  раньше, чем называет его;

- Не может назвать доступный возрасту  предмет на картинке.

 

В таком случае необходимо вовремя обратиться  к специалисту. Опытный учитель – логопед проводит занятия  с  малышами с возрастной задержкой речевого развития, начиная с 2 лет, на которых развиваются   мелкая моторика пальцев рук ребёнка, артикуляционный аппарат, слуховое внимание, слуховую память, звуковосприятие, обогащаются  пассивный и активный словарь, фразовая речь малыша.

                                                                                  учитель – логопед  Муратова Наталья

вход

Меню

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

Rambler's Top100