Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
                       

Суббота, 20.04.2024, 13:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Стимуляция активной речи | Регистрация | Вход

Как дома стимулировать развитие речи, если ребенок вообще не говорит?

Для развития речи дома не нужны специальные занятия. Развивать речь нужно во время еды, одевания, купания, прогулок, игр и других обычных, ежедневных видов деятельности. Это самый эффективный способ.

При нормальном речевом развитии до появления речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

У ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы определенные условия.

  1. Желание ребенка общаться со взрослым
  2. Желание взрослого общаться с ребенком
  3. Ситуации, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает (или делает вид, что не понимает), что именно ребенок просит.

Необходимо, чтобы мозг ребенка установил связи между звуками, жестами и изменениями в окружающем мире (показал пальцем на конфету – получил конфету. Когда этот этап пройден: показал пальцем на конфету – мама не поняла, не получил конфету, показал пальцем и сказал «ка» – получил конфету. Следующий этап: сказал «ка» - мама не поняла. Сказал: «кафеа» - получил конфету).   Желаемое поведение ребенка нужно поощрять, нежелательное игнорировать. Тогда будет закрепляться «правильное» поведение. Если ребенок всегда получает конфету, когда устраивает истерику, у него не возникнет потребность просить конфету с помощью жеста или слова.

До появления речи ребенку необходимо.

1. Научиться просить (выражать свое желание).
Ребенок может просить с помощью крика, взгляда, движений (берет за руку и подводит), указательного жеста (показывает пальцем на предмет), слов.

Указательный жест обычно появляется в возрасте 11-12 месяцев. Слова появляются позже в ситуациях, когда хочется получить что-то, на что невозможно показать пальцем.

Как учиться?

Составить список предметов, которые особенно нравятся ребенку. Искусственно создавать ситуации, когда предмет стоит в недоступном месте. Делать вид, что не сразу понимаете, что нужен именно этот предмет. Пытаться добиться указательного жеста. Но в конце концов нужно этот предмет дать, даже если ребенок просит его с помощью взгляда. Инициативы ребенка могут быть сильными (слова, крики, жесты) или слабыми (взгляд). Если на слабые инициативы не реагировать, они угасают. Нежелательное поведение (крики, истерики) стараться игнорировать.

2. Научиться отказываться.

Отказаться от чего-то можно жестом или словами.

Как учиться?

Нужно ребенку показать, как это делается, дать образец, комментируя события. Например, ребенок не хочет куда-то идти и кричит, взрослый привлекает внимание ребенка и говорит: Нет? (покачать головой и стороны в сторону)» Повторить эту модель много раз в разных ситуациях, даже если ребенок ее не повторяет за вами.
Если ребенок покачал головой (даже чуть-чуть) или произнес что-то похожее на НЕТ – хвалить.

3. Научиться действовать по очереди.

Диалог – это обмен репликами. Поэтому важно освоить принцип очередности. Во всех культурах с младенцами играют в игры типа «Ку-ку», которые учат очередности.

Как учиться?

Придумывать любые игры, где можно действовать по очереди:

стучать ложкой
топать ногой
бросать в воду камушки
насыпать песок в ведерко
бросать мяч
ставить кубики друг на друга
рисовать линии
кормить мишку или куклу

4. научиться комментировать действия с помощью звуков или междометий.

Ребенок обычно начинает комментировать действия, которые его удивляют. Первые комментарии – это восклицания: Ой! Ай! Ах! И т.д. Они возникают, когда ребенок удивлен. Чтобы удивить ребенка можно использовать знакомые предметы каким-то непривычным способом. Например, бросать предметы в ведерко без дна и каждый раз говорить: Ой! Бах! И т.д.

Как учиться?
Пытаться удивить ребенка и давать образец:
Что-то упало – БАХ! Или ОЙ!
Стучать в дверь ТУК-ТУК
Широко открывать рот АМ
Громко топнуть ТОП
Громко хлопнуть ХЛОП
Играть с машинкой: ЖЖЖЖЖ
Чашка пустая: Все!

                        Материалы подготовила Муратова Н.А.

вход

Меню

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

Rambler's Top100