Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
                       

Четверг, 28.03.2024, 13:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Тревожные симптомы | Регистрация | Вход

Важные симптомы

которые указывают на необходимость консультации логопеда ребенку раннего возраста.

  • Если малыш не может или почти не может сосать или глотать;
  • Если были трудности при переводе ребенка с жидкой пищи на твердую:
  • Если не ясно может ли ребенок пить;
  • Если затруднено жевание;
  • Если ребенок постоянно пускает слюни, то есть, если почти нет или недостаточно развито непроизвольное глотание;
  • Если есть расщелина нёба или другие органические нарушения в полости рта;
  • Если у ребенка психомоторная задержка;
  • Если ребенок постоянно держит рот открытым;
  • Если разные поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости влияют на развитие челюстей, зубов, губ, языка и нёба;
  • Если возникают проблемы артикуляции вследствие нарушений движения языка и губ;
  • Если стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей как следствие патологических привычек.

От 0 до 1 года

 Первый год жизни ребенка в плане речевого развития можно назвать «стадией крика и лепета».  Несмотря на то, что и крик, и лепет лишены функции речи, этот период очень важен: он является подготовительным для всего последующего речевого развития, во время него происходит подготовка к овладению речи.

 Тревожные признаки развития речи: 

 

  • Не реагирует на звуки речи;
  • Не поворачивается к говорящему, стоящему в стороне;
  • Издает только звуки недовольства;
  • Кричит, нет звуков хорошего настроения;
  • В возрасте от 3 до 6 месяцев не пугается различных звуков;
  • Не узнает голос матери;
  • Не имитирует свой собственный шум;
  • Не радуется звукам, издаваемым погремушкой

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития речи детей

Приблизит. возраст
Названия реакций

1 месяц

Издает отдельные, тихие и гортанные звуки в ответ на разговор с ним, издает другие звуки (рефлекс покашливания). Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли и голода. Редкие улыбки при общении с взрослыми.

2 месяца

Крик интонационно выразительный. Повторно произносит отдельные звуки, начальное гуление [а-а, гу-гу, бу-у]. Хнычет, повизгивает.

3 месяца

Крик с отчетливой интонацией. От первых цепочек слогов- к певучему гулению [а-а-а, э-у, о-а]. «Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение.

4 месяца

Спонтанное, певучее и продолжительное гуление- «свирель»: [аль-ле-лы]. Произносит гласные, близкие к [а], [ы], [у], возможно в сочетании с гласным [г]. Смеётся в голос; часто и легко возникает «комплекс оживления».

5 месяцев

Покрикивает от нетерпения. Ритмические цепи слогов. На протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки.

6 месяцев

Визжит и гулит от удовольствия. Произносит отдельные слоги (начало лепета), имитирует звуки речи. По- разному реагирует на своё и чужое имя.

7 месяцев

Подолгу активно лепечет: слоги разного вида, разной модуляции, разного тона. На вопрос «где?» повсюду разыскивает неоднократно называемый предмет, находящийся постоянно в определенном месте.

8 месяцев

Речь приобретает характер междометий. Копирует слоги, подражает взрослому (шепотом). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку».

9 месяцев

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете.

10 месяцев

Повторяет новые слога за взрослыми. Произносит первые лепетные слова («ма-ма, тя-тя, ба-ба»). Выполняет разученные движения («ладушки», «прятки»).

11 месяцев

Произносит первые слова- обозначения: «ав-ав, кис-кис, дай». Увеличивает запас лепетных слов. По словесной просьбе выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку). Понимает первые обобщения и выполняет инструкции («сложи игрушки», «принеси куклу, ешё куклу», «дай машинку, ещё машинку»). Показывает части своего тела.

12 месяцев

Легко подражает новым слогам. Выразительно бормочет. Имитирует слова. Произносит 6-10 облегченных слов. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «открой»).

 

Этапы развития речи детей

от 1 года до 2 лет

Приблизит. возраст
 Название реакции

1 год 3 месяца

Выражает желания  с помощью жестов и языка. Пользуется собственным языком для выражения различных переживаний. Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах), «дя» (да).

1 год

 6 месяцев

Словесная память в счете. Словесная память: повторяет часть алфавита. Говорит на «своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Произносит ударный слог из слова, двусложные слова из одинаковых слогов, которые уже умеет произносить (мама, дядя). Слова произносит в момент сильной заинтересованности.

 

 

1 год 9месяцев

Произносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.

1 год

10 месяцев

Произносит двухсложные слова («тетя», «Катя») или два слога из трехсложных слов («синя»- машина).

1 год

10 месяцев – 2 года

При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

2 года

Пытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик»- паровозик). Повторяет за взрослыми сочетания из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из 2 слов («Мама, дай»).

от 2 до 3 лет

Речь ребенка третьего года жизни значительно отличается от речи ребенка второго года жизни. Речь становится понятна более широкому кругу людей и является для ребенка средством коммуникации и регуляции поведения.

Для речи ребенка 3 года жизни характерна несформированность звуконаполняемости слов (пропуск в словах отдельных слогов; при стечении согласных пропуски отдельных звуков ил вставка в слово лишних звуков). Появляются гласные звуки А, И, У, О из согласных  П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки  Э, Ы, Х.

Но даже при освоении этих звуков ребенок опускает ряд согласных, если они находятся в соседстве с другими: «титька ге» вместо «птичка где», но при этом произносит эти звуки в словах «папа», «дядя».

До 3 лет несовершенство произношения согласных звуков выражается в их смягчении, т.е. замене твердых согласны мягкими, например, звуки [т] на [т’]: «тюк-тюк» вместо «тук-тук». Некоторые дети могут заменять [ы] звуком [и], звук [х] на [к]: «миська» вместо «мышка», «клеп» вместо  «хлеб».

В этом возрасте появляются такие звуки , как [с’], [з’], [л’], [й], которые нередко являются основными заменителями недостающих звуков: «сянки» вместо  «санки». Мягкими свистящими звуками заменяют недостающие шипящие звуки [ш], [ж], [щ] : «сюба» вместо  «шуба». Звуки [ц,ч] не произносятся, а заменяются другими. Звуки  [л], [р], [р’] заменяются звуками  [й], [л’].

Не у всех детей данного возраста при освоении звуков происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют вмешательства.

 

 

Этапы развития речи детей от 2 до 3 лет: 

 
Приблизит.
возраст
 
 

2 года

Пытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик»- паровозик). Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из 2 слов («Мама, дай»).

2-3 года

Употребляет местоимения, множественное число и прошедшее время.

2 года

Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. Правильно называет один цвет. Называет свой пол, имя и фамилию. Понимает 2-3 предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями.

2 года 6 месяцев

Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. Начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?».

3 года

Повторяет за взрослым двустишие, строит многословные, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные, предложения («Когда мой папа придет с работы, мы пойдем гулять»). В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?»

 Тревожные признаки: 

  • Не называет полностью имя и фамилию;
  • Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»;
  • Много использует слов, значения которых понятно только ребенку (тарабарщина);
  • Отвечает на вопрос  повтором этого же вопроса;
  • Не использует больше одного слова за один раз;
  • Указывает на предмет, раньше, чем называют его;
  • Не может назвать каждый предмет на картинке

от 4 до 5 лет 

К этому возрасту произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. Произношение [с], [з] становиться отчетливым и правильным. У ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ч, щ] и, наконец, звуки [л], [л’] [р’].

При этом формирование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены. Например, прежде, чем ребенок начинает четко и правильно произносить звуки [ш, ж], он сначала вместо них произносит группу других звуков.

 Двухлетний ребенок слово «шуба» может произнести «тюба»; в 2,5 года- как «сюба»; в 3-3,5 года- как «суба»; а к 4-5 годам звук [ш] формируется полностью. Для звука [ж] в слове «жаба» это будет выглядеть так: «зяба, дяба, заба, жяба» и, наконец, правильное произношение: «жаба». Звук [ц] в этом возрасте нередко заменяется звуком [с]: «свет»- (цвет); звук [щ]- звуком [с’]: «сетка»- (щетка); звук [ч]- звуком [т’] или [ц]: «тяй, цай»- (чай). Звуки [л], [р] появляются позже остальных звуков.

Но у некоторых детей они формируются одновременно  с шипящими и даже немного раньше. Но, есть и такие случаи, когда произношение этих звуков в этом возрасте считается дефектным и требует консультации логопеда

6 лет

 Некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими , звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]: «рампа»- (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим звукам: «шабака» вместо «собака»  говорит ребенок 4-5 лет, научившийся произносить звук [ш].

В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются им в речи.

Для своевременного  и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения путем постоянного общения с ним. 

Рекомендации: 

  • Постоянно следить за своей речью: говорите неторопливо, отчетливо и внятно, не в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок;
  • При ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произнесенный звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует сразу заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации. Если же изъяны произношения не устраняются, то следует обратиться за помощью к специалисту.
  • Следует помнить, что дефекты речи, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются и на всю жизнь и могут повлиять на успеваемость в школе (трудности чтения и письма), выбор профессии, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т.к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.

 

 

Материал подготовила Муратова Н.А.

вход

Меню

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

Rambler's Top100