Важные симптомы, которые
указывают на необходимость консультации логопеда ребенку раннего возраста.
- Если малыш не может
или почти не может сосать или глотать;
- Если были трудности
при переводе ребенка с жидкой пищи на твердую:
- Если не ясно может ли
ребенок пить;
- Если затруднено
жевание;
- Если ребенок постоянно
пускает слюни, то есть, если почти нет или недостаточно развито
непроизвольное глотание;
- Если есть расщелина
нёба или другие органические нарушения в полости рта;
- Если у ребенка
психомоторная задержка;
- Если ребенок постоянно
держит рот открытым;
- Если разные
поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости влияют на
развитие челюстей, зубов, губ, языка и нёба;
- Если возникают
проблемы артикуляции вследствие нарушений движения языка и губ;
- Если стоматолог
отмечает аномалии зубов и челюстей как следствие патологических привычек.
От 0 до 1 года Первый год
жизни ребенка в плане речевого развития можно назвать «стадией крика и лепета».
Несмотря на то, что и крик, и лепет лишены функции речи, этот период
очень важен: он является подготовительным для всего последующего речевого
развития, во время него происходит подготовка к овладению речи. Тревожные
признаки развития речи:
- Не реагирует на звуки
речи;
- Не поворачивается к
говорящему, стоящему в стороне;
- Издает только звуки
недовольства;
- Кричит, нет звуков
хорошего настроения;
- В возрасте от 3 до 6
месяцев не пугается различных звуков;
- Не узнает голос
матери;
- Не имитирует свой
собственный шум;
- Не
радуется звукам, издаваемым погремушкой
Этапы
развития речи детей
Приблизит.
возраст
|
Названия
реакций
|
1 месяц
|
Издает отдельные, тихие и гортанные звуки в ответ на
разговор с ним, издает другие звуки (рефлекс покашливания). Кричит по-разному
при ощущении неудобства, боли и голода. Редкие улыбки при общении с
взрослыми.
|
2 месяца
|
Крик интонационно выразительный. Повторно произносит
отдельные звуки, начальное гуление [а-а, гу-гу, бу-у]. Хнычет, повизгивает.
|
3 месяца
|
Крик с отчетливой интонацией. От первых цепочек слогов- к
певучему гулению [а-а-а, э-у, о-а]. «Комплекс оживления» в ответ на
эмоциональное общение.
|
4 месяца
|
Спонтанное, певучее и продолжительное гуление- «свирель»:
[аль-ле-лы]. Произносит гласные, близкие к [а], [ы], [у], возможно в
сочетании с гласным [г]. Смеётся в голос; часто и легко возникает «комплекс
оживления».
|
5 месяцев
|
Покрикивает от нетерпения. Ритмические цепи слогов. На
протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает
руками, при этом издает неопределенные звуки.
|
6 месяцев
|
Визжит и гулит от удовольствия. Произносит отдельные
слоги (начало лепета), имитирует звуки речи. По- разному реагирует на своё и
чужое имя.
|
7 месяцев
|
Подолгу активно лепечет: слоги разного вида, разной
модуляции, разного тона. На вопрос «где?» повсюду разыскивает неоднократно
называемый предмет, находящийся постоянно в определенном месте.
|
8 месяцев
|
Речь приобретает характер междометий. Копирует слоги,
подражает взрослому (шепотом). По слову взрослого выполняет разученные ранее
действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку».
|
9 месяцев
|
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже
есть в его лепете.
|
10 месяцев
|
Повторяет новые слога за взрослыми. Произносит первые
лепетные слова («ма-ма, тя-тя, ба-ба»). Выполняет разученные движения
(«ладушки», «прятки»).
|
11 месяцев
|
Произносит первые слова- обозначения: «ав-ав, кис-кис,
дай». Увеличивает запас лепетных слов. По словесной просьбе выполняет
разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит
собачку). Понимает первые обобщения и выполняет инструкции («сложи игрушки»,
«принеси куклу, ешё куклу», «дай машинку, ещё машинку»).
Показывает части своего тела.
|
12 месяцев
|
Легко подражает новым слогам. Выразительно бормочет.
Имитирует слова. Произносит 6-10 облегченных слов. Понимает без показа названия
нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные
поручения («найди», «принеси», «открой»).
|
Этапы развития речи детейот 1 года
до 2 лет:
Приблизит. возраст
|
Название
реакции
|
1 год 3 месяца
|
Выражает желания с помощью жестов и языка.
Пользуется собственным языком для выражения различных переживаний. Повторяет
за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!»
(бах), «дя» (да).
|
1 год
6 месяцев
|
Словесная память в счете. Словесная память: повторяет
часть алфавита. Говорит на «своем языке» - произносит множество слогов и их
сочетаний, напоминающих слова. Произносит ударный слог из слова, двусложные
слова из одинаковых слогов, которые уже умеет произносить (мама, дядя). Слова
произносит в момент сильной заинтересованности.
|
|
|
1 год 9месяцев
|
Произносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ
по картинке, отвечает на простые вопросы.
|
1 год
10 месяцев
|
Произносит двухсложные слова («тетя», «Катя») или два
слога из трехсложных слов («синя»- машина).
|
1 год
10 месяцев – 2 года
|
При общении с взрослыми пользуется трехсловными
предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
|
2 года
|
Пытается произносить трех-, четырехсложные слова
(«павозик»- паровозик). Повторяет за взрослыми сочетания из двух слов: «Мама
Лена». Строит предложения из 2 слов («Мама, дай»).
|
от 2 до 3 летРечь ребенка третьего года жизни значительно отличается от
речи ребенка второго года жизни. Речь становится понятна более широкому кругу
людей и является для ребенка средством коммуникации и регуляции поведения. Для речи ребенка 3 года жизни характерна несформированность
звуконаполняемости слов (пропуск в словах отдельных слогов; при стечении
согласных пропуски отдельных звуков ил вставка в слово лишних звуков).
Появляются гласные звуки А, И, У, О из согласных П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В,
К, Г, позднее звуки Э, Ы, Х. Но даже при освоении этих звуков ребенок опускает ряд
согласных, если они находятся в соседстве с другими: «титька ге» вместо
«птичка где», но при этом произносит эти звуки в словах «папа», «дядя». До 3 лет несовершенство произношения согласных звуков
выражается в их смягчении, т.е. замене твердых согласны мягкими, например,
звуки [т] на [т’]: «тюк-тюк» вместо «тук-тук». Некоторые дети могут заменять
[ы] звуком [и], звук [х] на [к]: «миська» вместо «мышка», «клеп» вместо
«хлеб». В этом возрасте появляются такие звуки , как [с’], [з’],
[л’], [й], которые нередко являются основными заменителями недостающих звуков:
«сянки» вместо «санки». Мягкими свистящими звуками заменяют недостающие
шипящие звуки [ш], [ж], [щ] : «сюба» вместо «шуба». Звуки [ц,ч] не
произносятся, а заменяются другими. Звуки [л], [р], [р’] заменяются
звуками [й], [л’]. Не у всех детей данного возраста при освоении звуков
происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства
звукопроизношения являются закономерными и не требуют вмешательства. Этапы
развития речи детей от 2 до 3 лет:
Приблизит.
возраст
|
|
2 года
|
Пытается произносить трех-, четырехсложные слова
(«павозик»- паровозик). Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама
Лена». Строит предложения из 2 слов («Мама, дай»).
|
2-3 года
|
Употребляет местоимения, множественное число и прошедшее
время.
|
2 года
|
Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого.
Правильно называет один цвет. Называет свой пол, имя и фамилию. Понимает 2-3
предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями.
|
2 года 6 месяцев
|
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов.
Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения
из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. Начинает задавать вопросы: «Где?»,
«Когда?», «Куда?».
|
3 года
|
Повторяет за взрослым двустишие, строит многословные, в
том числе сложносочиненные и сложноподчиненные, предложения («Когда мой папа
придет с работы, мы пойдем гулять»). В знакомых словах произносит все слоги.
Часто задает вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?»
|
Тревожные признаки:
- Не
называет полностью имя и фамилию;
- Не
понимает значения вопросов «Что?», «Где?»;
- Много
использует слов, значения которых понятно только ребенку (тарабарщина);
- Отвечает
на вопрос повтором этого же вопроса;
- Не
использует больше одного слова за один раз;
- Указывает
на предмет, раньше, чем называют его;
- Не
может назвать каждый предмет на картинке
от 4 до 5 лет К этому возрасту произношение ребенка совершенствуется.
Смягчение согласных звуков исчезает. Произношение [с], [з] становиться
отчетливым и правильным. У ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ч,
щ] и, наконец, звуки [л], [л’] [р’]. При этом формирование этих звуков также проходит через
определенные этапы предварительной замены. Например, прежде, чем ребенок
начинает четко и правильно произносить звуки [ш, ж], он сначала вместо них
произносит группу других звуков. Двухлетний ребенок слово «шуба» может произнести
«тюба»; в 2,5 года- как «сюба»; в 3-3,5 года- как «суба»; а к 4-5 годам звук
[ш] формируется полностью. Для звука [ж] в слове «жаба» это будет выглядеть
так: «зяба, дяба, заба, жяба» и, наконец, правильное произношение: «жаба». Звук
[ц] в этом возрасте нередко заменяется звуком [с]: «свет»- (цвет); звук [щ]-
звуком [с’]: «сетка»- (щетка); звук [ч]- звуком [т’] или [ц]: «тяй, цай»-
(чай). Звуки [л], [р] появляются позже остальных звуков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с
шипящими и даже немного раньше. Но, есть и такие случаи, когда произношение
этих звуков в этом возрасте считается дефектным и требует консультации логопеда
6 лет Некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со
свистящими , звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют
освоенный ранее звук. Так, появление звука [р] может привести к тому, что
ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]:
«рампа»- (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и
который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к
шипящим и свистящим звукам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4-5
лет, научившийся произносить звук [ш]. В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам
усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются им в речи. Для своевременного и правильного усвоения звуков в
процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать
несовершенства произношения путем постоянного общения с ним. Рекомендации:
- Постоянно
следить за своей речью: говорите неторопливо, отчетливо и внятно, не в
коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок;
- При
ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и
насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом
неправильно произнесенный звук. Если и при повторении правильное
произношение звука у ребенка не получается, то не следует сразу заострять
на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое
время в игровой ситуации. Если же изъяны произношения не устраняются, то
следует обратиться за помощью к специалисту.
- Следует
помнить, что дефекты речи, не устраненные в дошкольный период, нередко
остаются и на всю жизнь и могут повлиять на успеваемость в школе
(трудности чтения и письма), выбор профессии, для которых качество
произношения звуков имеет важное значение. Исправлять искаженное
произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в
школьные годы, т.к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены
навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо
серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и
тем самым избежать серьезных проблем.
Материал подготовила
Муратова Н.А.
|
Меню
Календарь
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
...
|