Раннее выявление одаренности
Во все времена люди, а особенно дети, обладающие какими-то выдающимися способностями, притягивали всеобщее внимание. Но откуда же она появляется - одаренность? Каким образом идет ее развитие? менее помочь педагогам и родителям разглядеть признаки одаренности в детях Важную роль в этом играют практический опыт и интуиция воспитателей, педагогов, родителей. На уровне нашего города специалисты ЦПМСС «Компас» провели исследование, направленное на раннее выявление одаренности.
Целью нашей работы являлся подбор и апробация методик для определения уровня развития способностей детей и выявления направленности одаренности, если таковая проявляется.
Мы подобрали несколько методик и провели диагностику детей старшего дошкольного возраста в трех детских садах города: № 13, 35 и 39. Мы благодарны за помощь и содействие в исследовании педагогам этих дошкольных учреждений. Всего было продиагностировано 168 детей из 4 подготовительных и 5 старших групп .
В основу исследования было положено классическое утверждение об основах одаренности: интеллект выше среднего возрастного уровня, высокая мотивация, т.е. ориентация на выполнение задачи, и обязательный компонент – «творческость» или креативность, т.е. нестандартный, оригинальный подход к заданию.
Проявление способностей ребенка в различных видах деятельности по специальным опросникам и шкалам оценивали воспитатели и родители. Специалисты –психологи провели с детьми работу по определению уровня развития интеллекта и выявлению уровня «творческости» при выполнении определенных заданий.
Что же показало наше исследование?
Достаточно большое количество привлеченных к обследованию детей позволило провести сравнительный анализ результатов и с большой долей достоверности выявить детей с высоким уровнем развития интеллектуальных и творческих способностей. Их количество в общей сложности составило 19% детей подготовительных групп и 12% детей из старших групп детских садов, участников исследования.
Для этих детей с выявленными признаками одаренности, которые уже обучаются в 1-х классах, в нашем Центре проводилась работа по программе развития их творческого потенциала «Умный ребенок».
С одаренными детьми не всегда легко и просто общаться. Такие дети часто «неудобны» прежде всего для взрослых. Поэтому для работы с ними нужны и педагоги, обладающие определенными качествами. Работу с педагогами мы тоже ставим как одну из приоритетных задач по результатам нашего исследования. В следующем учебном году для них будет предложен цикл занятий по методикам выявления детской одаренности и по методам работы с одаренными детьми.
Для родителей будут проведены обучающие семинары и консультации по развитию способностей детей и по сопровождению одаренных.
Конечно, мы не смогли учесть многих моментов при проведении исследования по выявлению одаренных детей. Но первый опыт дал определенные результаты и очень много «информации для размышления». Последующая наша работа по этой тематике будет направлена совершенствование достоверности диагностических методик, их удобства в работе педагогов, на разработку советов для родителей по развитию способностей и одаренности детей. Программы , которые разрабатываются нашими специалистами, направлены на развитие личностных качеств детей, которые позволят одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности.
Методист ЦПМСС «Компас»
Колпакова С.А.
|