Первые
мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и
отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта
собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений,
происходящих в окружающей действительности. Следовательно, развитие восприятия
и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески детского мышления
носят практический характер, т.е. они неотделимы от предметной деятельности ребенка.
Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее
ранней.
Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек
встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической
задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства
– в бытовой и игровой ситуациях.
Важной особенностью мышления является то, что способами
преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется
методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют
метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является
необходимым и единственным.
При решении проблемных практических задач происходит
выявление, «открытие» свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются
скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в
процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием
наглядно-образного мышления. |