Если в семье ребенок общим расстройством
психологического развития
Еще до поступления в школу родители могут заметить,
что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть,
стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен,
сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в
детском саду не всегда целенаправленна – ему трудно сосредоточиться на своей
деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается.
Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным
сигналом неблагополучия.
Но, к сожалению, как это часто бывает, родители не
замечают такого поведения своих детей, или надеются, что ребенок
"подтянется", "исправится", "доразовьется". Но
вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с
непосильными для него требованиями. Ему часто не удается "вписаться"
в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он отличается от
сверстников, что учителя приходят в замешательство. "Так крутится и
отвлекается, что ничего не слышит и не запоминает", "все только
начали работу, а он уде устал, в окошко смотрит" - говорят о таких
педагоги. И сами родители растеряны: делает уроки по три часа, а толку нет,
делать ничего сам не хочет… И начинаются обвинения в адрес ребенка: ленится, не
старается, понять ничего не хочет. Постепенно такие дети попадают в категорию
"стойко неуспевающих".
Естественно, что "неуспевающий" ученик,
работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает
больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники.
Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной
неуклюжести. При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание
ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе.
По разным данным психолого-педагогических
исследований, около 25% учащихся первых классов испытывают в той или иной мере
затруднения в усвоении школьной программы. Причем отмечено, что по разным
причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне
со своими сверстниками. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости
занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в
отечественной науке получил название общее расстройство психологического
развития.
Общее расстройство психологического развития – это
медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если
родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться
детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.
Под термином общее расстройство психологического развития
понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной
стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с
другой стороны, позволяет - как правило, при наличии этого специального подхода
- обучаться в общеобразовательной школе.
Дети с задержкой психического развития часто
неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У
них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем
сверстники. Такой ребенок как бы "не слышит" или "не видит"
многого в окружающем его мире, не стремиться понять, осмыслить происходящее
вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической
деятельности – запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В
основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая
недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и
формирование сложных форм поведения. Так, при изучении нейропсихологических
особенностей детей с ЗПР отмечено замедленный темп созревания лобных областей
левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование
программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение
существенных элементов информации, их сравнение и анализ, абстрактно-
логического
мышления, направленного внимания. Причем, для детей с задержкой психического
развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого
полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних
этапах нормального развития ребенка. Это проявляется в замедленном темпе
восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает
фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить так же, как его
сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности
смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому
запоминанию. У детей с задержкой психического развития снижена способность
планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и
соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении
познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо
задания начинает работать "на авось", что приводит к многочисленным
ошибкам.
Выделенные специфические особенности организации
психической деятельности детей с задержкой психического развития показывают,
что дети данной категории существенно отличаются от своих сверстников с
нормальным темпом развития. Поэтому те обвинения, которые могут допускать
родители: "лентяй", "ворон ловишь" - совсем не обоснованы.
Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро
устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться в одного
вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи
взрослых, особенно на первых этапах обучения.
Какую помощь могут оказать родители,
если в семье ребенок с задержкой психического развития?
Можно столкнуться с проявлением полярных отношений
родителей к детям с отклонениями в развитии. В одних семьях на ребенка смотрят
как на маленького. Его опекают, собирают ему в школу портфель, родители
контролируют каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Вся жизнь
в семье подчинена этому ребенку: за него делают все, включая и то, что без
особого труда смог бы сделать он сам. Такая
гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях,
элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные
качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность.
Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над",
а "рядом". Мама спрашивает своего ребенка: "Какие у вас завтра
уроки? Расскажи, что ты положил в портфель?" или "Какой урок ты
будешь делать сначала? Какое задание? Что для этого тебе нужно?". Вопросы
подобного рода позволяют активизировать внимание ребенка, направить его в
нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.
Не менее вредной для становления личности ребенка с
задержкой психического развития оказывается и противоположная крайность, при
которой возможности детей явно завышаются, к ним предъявляются требования без
учета специфики их психической деятельности.
Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой
не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но
и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения.
Завышенные
требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело,
ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной
нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись
к организации его труда и отдыха. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во
время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Сосредоточенно
работать без отдыха ребенок в начале обучения может не долго, всего 8 – 15 мин.
Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 – 10 мин, письмо
4 – 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 – 40 минут имеет смысл
сделать большой перерыв – можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором,
вырезать интересную картинку и наклеить в альбом… Ведь должны отдохнуть и
глаза, и поработать другие группы мышц.
Возможен и другой вариант отношений родителей к детям
– безразличное и попустительское.
Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где
родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка.
Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы
станут очевидными, начинают осыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными
наказаниями. Чуть позже, когда подобные действия не дадут результатов (а это
естественно), махнут рукой, мол "живи, как хочешь".
Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи
первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и
навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как
к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте очень во многом зависит от оценки
окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал
состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса.
Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического
развития очень большое значение имеет общение.
До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимание мира –
рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку
вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль –
активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному
труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время
интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке
веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию
активного, комфортного состояния. Причем, это лучше делать в не учебной
обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку
из конструктора.
Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития
во врачебной помощи?
Задержка психического развития не болезнь, а
индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в
основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность
структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого
повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом ребенка с
задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки
органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него,
может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или
возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного
мозга.
В настоящее время для детей с задержкой психического
развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по
системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В
них созданы адекватные условия - малая наполняемость класса (10 – 12 чел.),
дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить
те особенности, которые существенны для его обучения.
В заключении следует подчеркнуть, очень важно
своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего
ребенка: чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее
полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не
будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и
осознав свою несостоятельность.
Материалы подготовила Муратова Н.А.