Особенности речевого развития у детей пятого года жизни.
На четвертом и пятом году у детей заметным образом совершенствуется
координация движений, они становятся более ловкими, овладевают сложными
движениями (кувырканием, стоянием и прыжками на одной ноге, а потом на двух
ногах одновременно, приземляясь на полусогнутые ноги, кидать мяч одной рукой).
Развитие мелких движений кистей и пальцев расширяет
возможности ребенка в конструировании, рисовании, лепке, овладении достаточно
сложными бытовыми навыками (застегивание пуговиц, завязывание шнурков). В этом
возрасте ребенку доступно обучение гимнастике, ходьбе на лыжах, он охотно
танцует под музыку, повторяя довольно сложные движения.
Одновременно с совершенствованием движений происходит
развитие всех психических функций. Прежде всего это интенсивное развитие речи.
На 4 –5 году жизни ребенок становится «почемучкой», проявляет интерес к
звучанию слов, даже пытается исправлять неправильно говорящих сверстников,
придумывает новые слова по аналогии с уже известными.
Чаще появляются прилагательные, которыми они
пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, временных и
пространственных отношений. Кроме основных цветов, ребенок называет голубой,
оранжевый, коричневый. Начинают появляться притяжательные прилагательные
– лисий хвост, заячья избушка. Появляются собирательные существительные
посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты.
Дети в этом возрасте начинают чаще допускать
грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы (вместо хотят – хочут), не
согласовывают слова (мальчики бежит, красный яблоко), допускают
нарушения в структуре предложений.
У детей пятого года велико тяготение к рифме. Играя со
словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух –
четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у
ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует
всяческого поощрения со стороны взрослых.
В этом возрасте у детей значительно улучшается
звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко
наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и
правильно произносят шипящие звуки Ш Ж Ч Щ, звуки Л РЬ Р, отчетливо произносят
многосложные слова, сохраняя слоговую структуру. Но у некоторых детей еще
неустойчивое произношение некоторых звуков, неотчетливое произношение отдельных
слов, особенно многосложных и малознакомых. Это объясняется тем, что у детей не
закреплены некоторые звуки или они не четко дифференцируют их на слух и в
собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем
исчезают.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух
тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно,
если на предшествующем этапе у ребенка развивали фонематическое восприятие.
Дети уже умеют говорить не только громко, но и следить
за громкостью голоса окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом
содержания высказывания. Возможности ребенка в использовании своего голосового
аппарата значительно расширяются. Меняя темп речи, громкость, дети начинают
шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более четко
выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.
Итак, малыш пятого года жизни начинает выделять и называть
наиболее существенные признаки и качества предмета, устанавливать простейшие
связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и
богаче по содержанию. Возрастает наиболее устойчивое внимание, ребенок способен
до конца выслушивать ответы взрослых. Отмечается резкое улучшение
произносительной стороны речи, речь в целом становится чище, отчетливей. Чем
старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие
оказывают семейное и общественное воспитание.
Пальчиками играем – речь развиваем.
Предлагаем
поиграть с детьми в пальчиковые игры, которые развлекут малышей и обогатят их активный
словарь
У девочек и мальчиков
На руках 5 пальчиков.
Палец большой – парень с
душой.
Палец указательный – господин
внимательный.
Палец средний – тоже не
последний.
Палец безымянный – с колечком
ходит чванный.
Пятый мизинец – принес вам гостинец!
Перчатки
Пять пальчиков - Раскрывают пальчики на правой ладони.
Пять
чуланчиков. Раскрывают пальчики на левой ладони.
Разошлись пальчики Сгибают
одноимённые пальчики по очереди
В тёмные чуланчики. в
кулачки(начиная с больших).
Каждый пальчик - Раскрывают
по очереди одноимённые пальчики.
В свой чуланчик.
В
гости к дедушке
В гости к дедушке больному Кончики
пальцев ( указательного,
Вместе мы пришли из дому. среднего,
безымянного и мизинца )
Здравствуй, старенький наш дед, поочерёдно
нажимают на кончик
Проживёшь ещё 100 лет. большого.
Здравствуй, здравствуй, не болей,
Поправляйся поскорей.
Помощники
Раз, два, три, четыре - Кончики пальцев ( указательного , среднего,
Мы посуду перемыли. безымянного и
мизинца ) поочерёдно нажи -
Мы посуду перемыли, мают
на кончик большого.
На сушилку положили.
Грибок
Землю пробуравил - Левая ладошка раскрыта вниз, правый кулачок её
"буравит".
Корешок оставил.
Сам на свет явился - Левую ладошку в кулачок,
Шапочкой прикрылся. правой ладошкой кулачок прикрыть.
Апельсин.
Мы
делили апельсин руки изображают апельсин.
Много
нас, а он один показать все пальцы, потом один
Эта
долька для ежа, потрясти пальцами по одному
Эта
долька для чижа. Другим
пальцем
Эта
долька для утят, третьим пальцем
Эта
долька для котят, четвертым
Эта
долька для бобра, пятым
А
для волка – кожура. Встряхивание кисти руки
Он
сердит на нас – беда! Показать пасть волка руками
Разбегайтесь,
кто куда! Бегут пальцы по коленкам, затем спрятать за спину.
Ананас.
Если
на нас упадет ананас показать руками над головой круг
Сок
ананасовый польется на нас Встряхнуть кисти
Но
ананас упадет не на нас – большие пальцы назад, указать на себя.
Он
не растет в огороде у нас. Погрозить пальцем.
Колючая
вода.
Любит
ежонок вишневый компот Сделать кружку правой рукой, сымитировать
питье
И
молоко с удовольствием пьет. Сделать кружку левой
рукой, имитация питья
А
газировку не пьет никогда – показать «нет» головой
Очень
колючая эта вода. Растопырить пальцы.
Неумеха.
Каша, каша, простокваша хлопки-перевертыши
Повариха Утка наша – показать «клювик» рукой
Вместо каши на обед скрестить
руки, хлопать по предплечью
Приготовила омлет. Поочередно.
Встреча.
Повстречались два котенка встречаются
мизинцы
Мяу, мяу
………………………………….
Повстречались два щенка встречаются
безымянные пальцы
Гав, гав ………………………………….
Повстречались жеребята
встречаются средние пальцы
И – го – го ………………………………….
Повстречались
два тигренка встречаются указательные пальцы
Р – р – р …………………………………..
Повстречались два быка
встречаются большие пальцы
Вот такие вот рога показать рога
двумя руками
Му – му – му «бодаются» две
руки
Замок.
На двери висит замок.
соединение пальцев двух рук в замок
Кто его открыть бы смог? …………………………………..
Потянули, пальцы сцеплены в замок, руки тянуть в
разные стороны.
Покрутили, движение сцепленными пальцами от себя,
к себе
Постучали пальцы сцеплены, основания ладоней
стучат друг о друга
И открыли. Развести руками в стороны.
Человечки.
Бежали мимо речки
шагать пальцами по коленям
Смешные человечки ……………………..
Прыгали, скакали прыгать пальчиками
рук по коленям
Солнышко встречали. Две ладошки соединить, пальцы
в стороны
Забирались на мостик
сделать мост «поза первоклассника»
И забивали гвоздик. Постучать
кулачками
Потом бултых в речку уронить руки
Где же человечки? Спрятать ладони
за спину.
Печурочка
Я колю, колю дрова- ( постукивающее движение
большими пальцами)
Я колю, колю дрова (-.-.-.-.-указ.пальцами)
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.( средн.пальц.)
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-(
безым.пальц.)
Колю дрова на чурочки( мезинцем)
Горит огонь в печурочке( руки соединены
в
замок, шевелить
пальцами)
Гори, гори жарче печь
Будут детки пышки печь( сильно трут
ладонями,
чтобы они
стали
горячими)
( затем пробуют пышки, дуют на них)
Учитель – логопед Муратова Н.А.