Пятница, 26.04.2024, 18:07
Грамматика для малышей
Ученые заметили, что родители, как правило, реагируют,
только если ребенок неуместно употребляет слова, но очень редко исправляют
грамматическую неправильность детских высказываний (если малыш ставит слово не
в том падеже, числе и т.п.). И это неудивительно: освоиться с грамматикой
намного сложнее. Если слова - это
«строительный материал», то грамматика – правила «строительства», и только
умение правильно сочетать слова по законам грамматики родного языка позволяет
человеку общаться.
Аграмматизмы
На первых порах, когда ребенок только начинает
произносить слова, он их просто повторяет; долгое время они как бы
«заморожены», не изменяются: кроха не понимает, что «маме», «маму» и т.д. – разные формы слова мама. Постепенно формы
«размораживаются», и когда накапливается
достаточное количество материала, малыш начинает анализировать – несознательно,
конечно – правила, которые заложены в языке. Теперь
он уже не просто повторяет готовые образцы, а конструирует сам (после двух
лет),что не всегда легко. Именно поэтому в детской речи появляются аграмматизмы
(неправильные грамматические формы), налицо так называемый «всплеск ошибок» :
«разрубливаю» вместо «разрубаю», «писаю» вместо «пишу», «красю» вместо «крашу»,
«рота» вместо «рта», «кушаю ложком», «крашу кистем» и т.д.
Сознательная
деятельность
Ребенок от почти механического воспроизведения
переходит к сознательной деятельности, теперь он понимает многие связи и
параллели в языке (а, следовательно, размышляет, почему можно сказать «читаю»,
но нельзя «писаю» или «рисоваю»). Юный лингвист незаметно для себя производит
классификацию приставок, суффиксов, окончаний и падежей. В этот период ему
нужно как можно больше речевого материала, разных форм для анализа. И здесь не
обойтись без помощи взрослых: педагогов и ,разумеется, родителей.
Общие советы
1.Закрепляйте правильную форму: используйте
повторные вопросы. Если хотите направить ребенка, закрепить правильное
произнесение того или иного слова, фразы … Например, кроха говорит: «Котенок не
хочет гладить». Вы должны переспросить его, переспросить его, перестраивая фразу нормативным образом : « Не хочет, чтобы
ты его гладил?» В данном случае цель повторного вопроса не в уточнении
информации, а в отработке способа языкового выражения. Вы спрашиваете: «Что
зайка делает?» и .даже если ребенок отвечает правильно: «Прыгает», нужно
переспросить: «Прыгает? Правильно,прыгает», чтобы повторить и закрепить
правильную форму глагола. Дети часто повторяют слово много раз,
пока не услышат от взрослых подтверждения: «Правильно, это мышка». Ребенок
настойчиво побуждает поставлять все новые и новые единицы и проверять
правильность словоформ. Он нуждается в таком «обучении». 2.Исправляйте
малыша косвенно. Используя те же
вопросы. Например, ребенок говорит: «Я писаю», на что вы отвечаете: «Пишешь? Я
тоже пишу». 3.Используйте
«трехступенчатый урок», если хотите
чему – то научить кроху : сначала объясните или назовите то, что он должен
запомнить (например, кошка мяукает, медведь ревет, мальчик играет на дудочке),
потом спросите: « Кто ревет, а кто играет на дудочке?» Если ребенок ответил
правильно, переходите на третью ступень: спросите, что делает кошка, что –
мальчик. А если нет, вернитесь к первому этапу – снова назовите действия. 4. Делайте
занятия наглядными. Если нет игрушек
или настоящих предметов, возьмите картинки, фотографии. Используйте свои
повседневные занятия. Например, приготовление обеда: покажите, какие у вас есть
овощи и фрукты, как вы их моете, режете и т.д. 5. Играйте в
«продолжалки»: читая или рассказывая
знакомые сказки, стихи, просите малыша закончить фразу, строку, тренируйте
память. Например, используйте сказку
«Заяц – хваста»: по ней ребенок может освоить увеличительный суффикс « -
ищ»: (Не усы – а усищи, не лапы, а
лапищи…). Загадывайте загадки, например: «Глазищи, усище, хвостище, а моется
всех чище». (Кот). 6.Склоняйте
и спрягайте. Например, найдите красные предметы и
перечислите их: краснАЯ шапка. краснОЕ полотенце, краснЫЙ шарик, краснЫЕ перчатки… Посчитайте
деревья:одно деревО, два деревА, …пять деревьЕВ…, фрукты: «У меня один банан, а
у тебя …два бананА». Комментируйте
игру ребенка: «Куколка спит, а ты…спиШЬ). Спрашивайте: «Чтоя делаЮ? Что ты делаЕШЬ? Что
мы делаЕМ?» Если
ребенок затрудняется, помогите ему. Найдите
картинки, на которых люди совершают какие – нибудь действия. Спрашивайте
ребенка, что человек делает и следите за окончаниями глаголов. Приготовьте
картинки животных. Пусть ребенок запомнит названия животных и их детенышей. Кто
это? – «Заяц с зайчонком, медведица с медвежонком» и т.д. Поиграйте
в будущем времени: «Что мишка БУДЕТ есть? А что ты БУДЕШЬ есть? А я БУДУ пить молоко». Поработайте
над прошедшем временем, например, поиграв в «Теремок». «Кто пришеЛ в теремок?»
- «Мышка пришлА, зайчик пришеЛ…»
Категория
времени осваивается после того, как ребенок освоил соотношение времени с
моментом речи, то есть в его сознании появилась некая точка отсчета, по
отношению к которой можно выделить настоящее, прошедшее или будущее ( в
среднем, это происходит в возрасте 22 – 23 месяцев). 7.Займитесь
словообразованием. «Каша из гречки,
риса, пшена – какая?» - «Гречневая,
рисовая, пшенная). «А отвар – какой?» - «Гречневый, рисовый. Пшенный» и т.д. Изучайте
уменьшительно – ласкательные суффиксы. Приготовьте большие и маленькие
предметы. Объясните: «Это большой огурЕЦ, а это маленький огурЧИК» и т.п.
Учитель – логопед Муратова Н.А. |
МенюПоискКалендарь
Архив записей... |