Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
                       

Пятница, 26.04.2024, 18:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Грамматика для малышей | Регистрация | Вход

              Грамматика     для    малышей

 


Ученые заметили, что родители, как правило, реагируют, только если ребенок неуместно употребляет слова, но очень редко исправляют грамматическую неправильность детских высказываний (если малыш ставит слово не в том падеже, числе и т.п.). И это неудивительно: освоиться с грамматикой намного сложнее. Если слова -  это «строительный материал», то грамматика – правила «строительства», и только умение правильно сочетать слова по законам грамматики родного языка позволяет человеку общаться.

 


Аграмматизмы


На первых порах, когда ребенок только начинает произносить слова, он их просто повторяет; долгое время они как бы «заморожены», не изменяются: кроха не понимает, что  «маме», «маму» и т.д. – разные  формы слова мама. Постепенно формы «размораживаются», и когда накапливается  достаточное количество материала, малыш начинает анализировать – несознательно, конечно – правила, которые заложены в языке.

Теперь он уже не просто повторяет готовые образцы, а конструирует сам (после двух лет),что не всегда легко. Именно поэтому в детской речи появляются аграмматизмы (неправильные грамматические формы), налицо так называемый «всплеск ошибок» : «разрубливаю» вместо «разрубаю», «писаю» вместо «пишу», «красю» вместо «крашу», «рота» вместо «рта», «кушаю ложком», «крашу кистем» и т.д.

        


Сознательная деятельность


Ребенок от почти механического воспроизведения переходит к сознательной деятельности, теперь он понимает многие связи и параллели в языке (а, следовательно, размышляет, почему можно сказать «читаю», но нельзя «писаю» или «рисоваю»). Юный лингвист незаметно для себя производит классификацию приставок, суффиксов, окончаний и падежей. В этот период ему нужно как можно больше речевого материала, разных форм для анализа. И здесь не обойтись без помощи взрослых: педагогов и ,разумеется, родителей.


        

 Общие советы


1.Закрепляйте правильную форму: используйте повторные вопросы. Если хотите направить ребенка, закрепить правильное произнесение того или иного слова, фразы …

         Например, кроха говорит: «Котенок не хочет гладить». Вы должны переспросить его, переспросить его, перестраивая  фразу нормативным образом : « Не хочет, чтобы ты его гладил?» В данном случае цель повторного вопроса не в уточнении информации, а в отработке способа языкового выражения. Вы спрашиваете: «Что зайка делает?» и .даже если ребенок отвечает правильно: «Прыгает», нужно переспросить: «Прыгает? Правильно,прыгает», чтобы повторить и закрепить правильную форму глагола.

         Дети часто повторяют слово много раз, пока не услышат от взрослых подтверждения: «Правильно, это мышка». Ребенок настойчиво побуждает поставлять все новые и новые единицы и проверять правильность словоформ. Он нуждается в таком «обучении».

        

2.Исправляйте малыша косвенно. Используя те же вопросы. Например, ребенок говорит: «Я писаю», на что вы отвечаете: «Пишешь? Я тоже пишу».

        

3.Используйте «трехступенчатый урок», если хотите чему – то научить кроху : сначала объясните или назовите то, что он должен запомнить (например, кошка мяукает, медведь ревет, мальчик играет на дудочке), потом спросите: « Кто ревет, а кто играет на дудочке?» Если ребенок ответил правильно, переходите на третью ступень: спросите, что делает кошка, что – мальчик. А если нет, вернитесь к первому  этапу – снова назовите действия.

        

4. Делайте занятия наглядными. Если нет игрушек или настоящих предметов, возьмите картинки, фотографии. Используйте свои повседневные занятия. Например, приготовление обеда: покажите, какие у вас есть овощи и фрукты, как вы их моете, режете и т.д.

        

5. Играйте в «продолжалки»: читая или рассказывая знакомые сказки, стихи, просите малыша закончить фразу, строку, тренируйте память. Например, используйте сказку  «Заяц – хваста»: по ней ребенок может освоить увеличительный суффикс « - ищ»: (Не усы – а усищи, не лапы,  а лапищи…). Загадывайте загадки, например: «Глазищи, усище, хвостище, а моется всех чище». (Кот).

        

6.Склоняйте и спрягайте.

 Например, найдите красные предметы и перечислите их: краснАЯ шапка. краснОЕ полотенце,  краснЫЙ шарик, краснЫЕ перчатки…

Посчитайте деревья:одно деревО, два деревА, …пять деревьЕВ…, фрукты: «У меня один банан, а у тебя …два бананА».

Комментируйте игру ребенка: «Куколка спит, а ты…спиШЬ).

 Спрашивайте: «Чтоя делаЮ? Что ты делаЕШЬ? Что мы делаЕМ?»

Если ребенок затрудняется, помогите ему.

Найдите картинки, на которых люди совершают какие – нибудь действия. Спрашивайте ребенка, что человек делает и следите за окончаниями глаголов.

Приготовьте картинки животных. Пусть ребенок запомнит названия животных и их детенышей. Кто это? – «Заяц с зайчонком, медведица с медвежонком» и т.д.

Поиграйте в будущем времени: «Что мишка БУДЕТ есть? А что ты  БУДЕШЬ есть? А я БУДУ пить молоко».

Поработайте над прошедшем временем, например, поиграв в «Теремок». «Кто пришеЛ в теремок?» -  «Мышка пришлА, зайчик пришеЛ…»

 

Категория времени осваивается после того, как ребенок освоил соотношение времени с моментом речи, то есть в его сознании появилась некая точка отсчета, по отношению к которой можно выделить настоящее, прошедшее или будущее ( в среднем, это происходит в возрасте 22 – 23 месяцев).

        

7.Займитесь словообразованием. «Каша из гречки, риса, пшена – какая?» -  «Гречневая, рисовая, пшенная). «А отвар – какой?» - «Гречневый, рисовый. Пшенный» и т.д.

Изучайте уменьшительно – ласкательные суффиксы. Приготовьте большие и маленькие предметы. Объясните: «Это большой огурЕЦ, а это маленький огурЧИК» и т.п.

 

        

                                      Учитель – логопед Муратова Н.А.

вход

Меню

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

Rambler's Top100