Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
                       

Понедельник, 20.11.2017, 06:49

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Обучение и воспитание детей с психическими нарушениями | Регистрация | Вход

Обучение и воспитание детей с психическими нарушениями

Вопросы обучения и воспитания детей с психическими нарушениями только начинают рассматриваться в психиатрии. Эффективная коррекция, лечение, обучение, воспитание и социальный прогноз в целом возможны только  в рамках интегративного подхода, где наряду с психологическими и педагогическими важную роль играют медицинские знания.

Любое психическое нарушение может привести к школьной незрелости, пониженной обучаемости и школьной дезадаптации.

Диагностика составляющих компонентов школьной зрелости – интеллектуальной, эмоциональной и социальной – раскрывает связь готовности к школе с особенностями психического развития в дошкольном возрасте. Недостатки в обучении и воспитании (неблагоприятные микросоциальные условия, дидактические ошибки и пр.) в этом возрасте приводят к неподготовленности к школе, а в будущем – к снижению обучаемости.

У детей с психическими расстройствами чаще имеет место пониженная обучаемость, которая может возникнуть независимо от готовности ребенка к школе, и дети, даже имеющие достаточную школьную зрелость, могут стать неуспевающими.

Проблема пониженной обучаемости давно находится в поле зрения педагогов и дефектологов, которые вполне доказали связь пониженной обучаемости с различными проявлениями психического недоразвития, в том числе у детей с педагогической запущенностью и задержками психического развития, т.е. различными интеллектуальными нарушениями.

Важным является разграничение пониженной обучаемости и явлений, связанных с педагогической запущенностью. Зачастую это сделать трудно, так как у детей с пониженной обучаемостью в социальном преморбиде всегда можно обнаружить признаки педагогической запущенности. Неуспеваемость в подобных ситуациях вытекает из дошкольного периода и возникает не в ходе занятий, а существует с первого дня занятий.

В происхождении педагогической запущенности следует учесть роль различных составляющих: разнообразных психических расстройств, «эмоциональных дефектов» (например, в виде дефицита контактов с окружающими и негативного отношения к учебе).

Н.А. Менчинская, Г.Г. Сабурова различают педагогическую запущенность по времени возникновения, деля ее на «раннюю» и «позднюю». «Ранняя» характеризуется тем, что дети приходят в школу с более низким уровнем умственного развития по сравнению со сверстниками, с ограниченными представлениями об окружающем мире. Такая запущенность тесным образом связана с низким культурным уровнем семьи (родители, например, страдают олигофренией и др.). Отличительной особенностью «поздней» педагогической запущенности является то, что она возникает у детей, успевающих в начальной школе, а затем потерявших интерес к учебе. По мнению Уленковой, «поздняя» запущенность своими корнями уходит в дошкольное детство, а  в ее генезе существенна ущербность личностного плана развития.

Успешность процесса обучения определяется, кроме умственных, эмоциональных и физических способностей, адаптационными ресурсами ребенка.

Поскольку психические нарушения сопровождаются снижением приспособительных возможностей организма или состоянием психической дезадаптации, то при этом поражается интегральность социальной сети ребенка и возникают нарушения приспособления на биологическом  и социальном уровнях, т.е. следствием психической дезадаптации является школьная дезадаптация. Основные факторы, которые могут обусловить школьную дезадаптацию: недостатки в подготовке ребенка к школе вследствие его социально-педагогической запущенности; длительная и массивная психическая  депривация, соматическая ослабленность; нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов; нарушения формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия); двигательные расстройства; эмоциональные (аффективные) нарушения. Чаще имеет место влияние нескольких факторов.

В зависимости от уровня нервно-психического возрастного реагирования ребенка клинические проявления школьной дезадаптации у детей младших классов будут ограничены, главным образом, двигательными расстройствами (гипердинамический синдром), а также нарушениями развития школьных навыков. Для учащихся старших классов характерны пубертатные кризовые явления, аффективные и др.

Психическое развитие ребенка протекает неравномерно. У него происходят качественные преобразования, сопровождающиеся «переломами» и «скачками». Подобные изменения происходят редко, критически или постепенно, в периоде от 0 до 18 лет. Выделяют следующие основные кризисы: 1 детский (2-4 года); 2 детский (7-8 лет) и пубертатный (12-15 лет). В эти периоды дети становятся раздражительными, замкнутыми, ранимыми. Именно в кризисные периоды могут дебютировать психические заболевания.

Темп развития интеллекта – скачкообразный:

К 6-ти годам формируется 1/3 интеллекта

К 8 годам       -                      ½  интеллекта

К 12 годам     -                      ¾ интеллекта

Речь формируется от 1 года до 3 лет, музыкальный слух до 5 лет.

 

Гиперкинетические (гипердинамические) расстройства. Кардинальными признаками этих нарушений являются расстройства внимания и гиперактивность, а также заниженная самооценка. Такой ребенок не может спокойной сидеть, легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях; часто отвечает, не задумываясь, на вопрос, не выслушав его до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр, переходит от одного незавершенного действия к другому; болтлив; часто меняет друзей, пристает к окружающим; часто теряет вещи, необходимые в школе, дома; часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам.

Учитывая, что гиперактивность возникает до 7 лет и, в отличие от здоровых, дети с гиперкинетическими расстройствами не могут тормозить свою локомоторную активность, когда этого требуют социальные ограничения. Можно сказать, что у них зачастую имеет место эмоциональная незрелость и в целом некоторое замедление психического созревания к началу обучения в школе. У таких детей создаются трудности в установлении контактов со сверстниками. В школе они перестают справляться с заданием, способны ответить только на первые несколько вопросов. Они не могут ждать, когда их вызовут, и отвечают за других. Другой особенностью их состояния, обуславливающей понижение обучаемости, является запаздывание развития речи, школьных навыков и координации.

Большую роль в происхождении гиперкинетических явлений играет дефицит внимания, что препятствует накоплению, удержанию и воспроизведению знаний. Дома такие дети часто не выполняют требований родителей.

 Астенические состояния характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. У таких детей часто бывают головные боли, нарушения сна, разнообразные вегетативные нарушения, а также непереносимость громких звуков, ярких цветов, резких запахов и прикосновений.

Дети не могут высидеть полностью урока, вертятся, перекладывают тетради. Это приводит к тому, что ребенок как бы выключается из урока, не реагирует на замечания учителя, т.е. его поведение становится недисциплинированным. Повышенная двигательная активность, которая наблюдается у таких детей, является выражением одной из фаз утомления.  И вслед за ней у ребенка наступает вялость и сонливость. Астенические состояния могут возникнуть как в результате перенесенных заболеваний, так и при различных текущих заболеваниях, или могут быть обусловлены наследственно- генетическими факторами.

Эмоциональные (аффективные) нарушения - это болезненно измененные, субъективно окрашенные переживания ребенка, отражающие значимость воздействующего на него раздражителя или результата собственного действия. Очерченные аффективные расстройства (депрессии и маниакальные состояния) встречаются главным образом в подростковом возрасте. Для младших детей характерны так называемые психопатоподобные эквиваленты в форме различных поведенческих расстройств.

Депрессии у детей и подростков атипичны и выражаются, главным образом, соматовегетативными и двигательными проявлениями (нарушение сна, аппетита, заболевания желудочно-кишечного тракта, кожные высыпания и т.д.). В возрасте 6-12 лет дети могут выразить свои переживания, и у них возможны отчетливо выраженные снижения настроения, высказывания о том, что «их не любят», что они «хуже других», суицидальные мысли и попытки, а также нарушения сна, аппетита, разнообразные поведенческие расстройства, плохая успеваемость и явная школьная дезадаптация.

Школьные страхи (фобии). Страхи – беспричинно возникающие отрицательные эмоции, сопровождающиеся напряженностью, чувством непосредственной опасности для жизни и разнообразными вегетативными нарушениями и вызывающие у ребенка нарушения поведения. В отличие от физиологических («нормальных», возрастных) страхов, свойственных детям, при патологии имеет место несоответствие выраженности страхов интенсивности отрицательно окрашенной эмоции, длительности сохранения, а также генерализация и нарушения поведения.

Школьные страхи связаны с посещением школы, ответами на уроке, экзамене и другими школьными ситуациями. Страхи часто возникают в начальных классах, либо в 12-14 лет, с началом пубертатного криза. Школьные фобии часто вызываются неправильным отношением учителя к ученику или длительными конфликтами в школе.

Школьные страхи нередко сочетаются со страхами, связанными с трудностями общения со сверстниками (проблема «притеснения и обидчиков»). В этих случаях притеснение может быть прямым, включая атаку на жертву, и косвенным – в форме социальной изоляции, исключения из группы или невключения в деятельность. Эти ситуации вызывают у детей чувство напряжения или даже панику и могут сопровождаться соматическими нарушениями. В таких случаях ребенок делает все, чтобы избежать посещения школы, например, прогуливает занятия или отдельные уроки.

Тики – это непроизвольные, внезапные, стереотипные движения или голосовые проявления, появляющиеся, главным образом, в детстве, чаще до 5-7 лет. Они воспринимаются детьми как явления, которым невозможно сопротивляться.

Выделяют простые и сложные двигательные и голосовые тики. К простым двигательным тикам относятся моргание, подергивание шеей, пожимание плечами, гримасничанье. К простым голосовым тикам относят  кашель, прочищение глотки, хрюканье, сопение и др. Среди сложных двигательных  тиков различают гримасы лица, прихорашивание, прыганье,  прикасание, топанье и др., а среди сложных голосовых – повторение слов и фраз вне контекста и пр.

Похожие на тики стереотипные и дурные привычки (наклоны головы или раскачивание тела) в отличие от тиков  не сопровождаются неприятными переживаниями детей.

Аутистические состояния – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или утратой контакта с окружающим миром, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими, скудостью эмоциональных проявлений.

Аутистические расстройства представляют собой не столько недоразвитие познавательной деятельности этих детей, сколько свойственные им особенности личности, речи, моторики, в частности, недостаточную потребность в контакте с окружающими, слабость побуждений, эмоциональную невыразительность, низкую речевую активность, незрелость  общей и тонкой моторики, нарушение целенаправленности и недостаточность активного внимания. Аутистические нарушения часто приводят к задержке психического развития и к социальной (школьной) дезадаптации.

Отсутствие у детей с такими нарушениями потребности в эмоциональных связях с окружающими проявляется с раннего возраста, не позже 2-4 лет. Уже до года у такого ребенка отсутствует «комплекс оживления» на появление знакомых лиц, он словно не замечает присутствия близких. Поведению ребенка 2-3 лет и старше с явлениями аутизма свойственны стереотипность игровой деятельности, трудности овладения навыками самообслуживания, пассивность в общении со сверстниками, отсутствие интереса к ним, а также нарушения инстинктивной, эмоциональной и двигательной сфер.

В школе у детей-аутистов может быть обнаружено достаточное или опережающие развитие абстрактного мышления. Эти же дети весьма затрудняются  в решении простых (в первую очередь бытовых) вопросов. У некоторых детей-аутистов задержка психического развития бывает явно выраженной.

Замкнутость, предпочтение игр и занятий в одиночестве и прочие расстройства могут быть при невротических реакциях.

Аддиктивные нарушения (англ. Addiction – пагубная привычка). Аддиктивным поведением называется злоупотребление различными веществами, например, алкоголем, табаком и другими психоактивными веществами, которые изменяют психическое состояние до того, как сформировалась физическая зависимость от них.

Как правило, первые приемы алкоголя, токсических и наркотических средств указывают на начало аддиктивного поведения. Постепенно подросток останавливается на каком-то конкретном препарате. Особенностью формирующегося аддиктивного поведения является существование этапа так называемой групповой психической зависимости от соответствующего вещества. Только в «своей» компании подросток принимает тот или иной препарат, а за ее пределами подобное злоупотребление не возникает.

Факторы, способствующие или препятствующие переходу аддиктивного поведения в болезнь: доступность вещества для подростка, «мода» на него, влияние группы сверстников, наличие или отсутствие индивидуальной непереносимости или, напротив, устойчивость к избранному препарату.

Деструктивное поведение (лат. destructivus – разрушительный) – поведение с нарушением принятых в обществе норм, т.е. попрание прав других людей, нарушения характерных для данного возраста социальных норм или правил. Существенной особенностью таких расстройств является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, нередко направленное против родителей и учителей. Дети теряют терпение, спорят со взрослыми, отказываются выполнять их просьбы, не выполняют домашнюю работу, часто сердятся и возмущаются, сквернословят и говорят непристойности. Такое поведение препятствует формированию нормальных отношений ребенка со сверстниками, часто и них нет друзей. Особенностью такого расстройства поведения является то, что оно возникает не всегда, а чаще проявляется дома, в то время как в школе, среди взрослых и одноклассников, может и не проявляться. Несмотря на нормальный интеллект, такие дети плохо учатся в школе или совсем не справляются со школьной программой, сопротивляются школьным требованиям.

                                   Материал подготовила Муратова Н.А.

вход

Меню

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

Rambler's Top100