Также в этот период подростки начинают проявлять активный интерес к познанию себя и окружающего мира. Важными задачами в период взросления становятся сформировать положительное представление о себе, научиться грамотно выходить из конфликтных ситуаций и находить общий язык с окружающими.
Чтобы помочь подросткам, в психологическом центре «Компас» была организована «Школа юного психолога». На занятия пришли подростки, которых объединил интерес к психологии как науке, помогающей понять себя и окружающих. Занятия в «Школе юного психолога» проходили с октября по декабрь 2013 года и в ней приняли участие 11 учащихся общеобразовательных школ города и района в возрасте от 13 до 15 лет, 3 человека из которых принимают участие в работе школьных служб примирения. Именно они уже понимали необходимость знаний основ психологии. Встречи проходили в форме бесед, лекций, активных диагностических и тренинговых занятий. Подростки получили теоретические и практические знания по психологии общения и конфликтологии, узнали уровень развития своих организаторских и коммуникативных способностей, т.е. умения слушать и понимать окружающих, и способы, с помощью которых они разрешают конфликтные ситуации. На тренинговых занятиях подростки узнали, какие позиции они занимают в общении с родителями, ровесниками, учителями, смогли проанализировать с кем чаще и по каким причинам случаются конфликты, научились разным способам разрешения конфликтов. Главное, что у подростков сформировалось представление о том, что они самостоятельно выбирают как и с кем общаться в зависимости от ситуации, что на каждую проблемную ситуацию можно посмотреть с разных позиций. По итогам обучения участникам программы было предложено написать эссе о том, как изменилось их представление о себе, как им уже пригодились полученные знания и как они в дальнейшем видят психологию в своей жизни. Некоторые участники отметили, что у них повысилась самооценка, другие смогли понять причины своей конфликтности, третьи стали спокойнее. Большинство участников отметили, что полученные знания помогли им в разрешении конфликтных ситуации с ровесниками, родителями. Мнения участников подтверждаются результатами диагностики: в начале занятий преобладающим стилем разрешения конфликтных ситуаций было «избегание», итоговая диагностика показала расширение поведенческого репертуара: лидирующим стал компромиссный стиль, возросло количество стилей «сотрудничество» и «приспособление», стиль «избегание» набрал меньшее количество баллов. Участники стали выше оценивать свои коммуникативные способности, выше стала также средняя самооценка учащихся. Все эти изменения помогли увидеть подросткам полезность и нужность психологических знаний. Многие из участников хотят связать будущую профессию с психологией. Было отмечено, что знания по психологии помогут им в воспитании их будущих детей. Все участники отметили, что эти занятия очень понравились, и им хотелось бы изучать психологию более углубленно. В настоящее время «Школа юного психолога» продолжает работу в Центре «Компас» и на занятия приглашаются прежде всего те подростки, которые принимают участие в работе школьных служб примирения.
Елена Валерьевна Савина
педагог-психолог I квалификационной категории
ЦПМСС «Компас» |